Вязание и вышивка

Вязание крючком для начинающих

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ

Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относятся: воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом, столбики с двумя, тремя накидами и более.
Цепочка из воздушных петель. Прежде всего надо научиться правильно держать нитку и крючок и выполнять первую петлю. Конец нитки от клубка перекидывают через указательный палец левой руки к себе и прижимают его большим пальцем. Нитка к клубку проходит между ладонью и остальными пальцами левой руки. Ее натяжение регулируют средним и безымянным пальцами. Крючок держат между большим и указательным пальцами правой руки так же, как карандаш или ручку (рис. 1). Указательный палец несколько вытянут вперед и лежит на крючке. Крючок поворачивают бородкой влево и движением от себя вводят его под нитку с левой стороны. Оттянув нитку вверх от указательного пальца левой руки, крючок с ниткой поворачивают вокруг нитки на 360° в сторону, противоположную движению часовой стрелки (рис. 2, а). Большим пальцем левой руки нитку прижимают к указательному в том месте, где она перекрутилась. Снова крючок вводят под нитку, идущую от клубка с левой стороны, и, поддев ее бородкой крючка, протаскивают через петлю, находящуюся на крючке. Большой палец отнимают, придерживают кончик нитки и затягивают узелок. Петля на крючке — первая. Поддев нитку снизу слева, протаскивают ее через петлю, находящуюся на крючке. Это 2-я петля. Таким образом, можно выполнить ряд петель, которые образуют цепочку (рис. 2, б). Петли цепочки называют воздушными, а нитку, идущую от клубка,— рабочей.
Все столбики и полустолбики выполняют на петлях цепочки, начиная вывязывать первый из них на 3-й, 4-й или 5-й петле цепочки, в зависимости от высоты столбиков, которые необходимо выполнить.
Полустолбик. Связав цепочку, крючок вводят в 3-ю петлю цепочки, считая от петли, находящейся на крючке, и, поддев рабочую нитку, протаскивают ее через петлю цепочки и через петлю, которая находится на крючке (рис. 3). Так образуется полустолбик. Далее вводят крючок последовательно в каждую следующую петлю цепочки и протаскивают рабочую нитку через петлю цепочки и петлю, находящуюся на крючке.
Столбик без накида. Крючок вводят в 3-ю петлю цепочки, протаскивают рабочую нитку через петлю цепочки, снова рабочую нитку протаскивают через обе петли, находящиеся на крючке (рис. 4).
Полустолбик с накидом. Вывязав последнюю петлю цепочки, накидывают рабочую нитку и оставляют ее на крючке (накид). Затем вводят крючок в 3-ю петлю цепочки, накидывают нитку и протаскивают ее через петлю цепочки. Снова накидывают рабочую нитку и протаскивают ее через 2 петли и накид, находящиеся на крючке (рис. 5). Для получения 2-го столбика снова делают накид на крючок, вводят его в следующую петлю цепочки, протаскивают через нее петлю из рабочей нитки и провязывают петли и накид так же, как в 1-м столбике.
Столбик с накидом. Крючок с последней петлей цепочки и накидом вводят в 4-ю петлю цепочки, считая от крючка, и протаскивают через нее петлю из рабочей нитки. Петлю и накид, находящиеся на крючке, провязывают так: накинув рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и накид (рис. 6, а). Затем, снова поддев рабочую нитку, протаскивают ее через 2 петли, находящиеся на крючке (рис. 6, б). Второй столбик вяжут на следующей петле цепочки.
Столбик с двумя накидами. Связав цепочку, делают один за другим 2 накида на крючок, вводят его в 4-ю петлю цепочки и, накинув на него рабочую нитку, протаскивают ее через петлю цепочки. 2 петли и 2 накида, находящиеся на крючке, провязывают так. Сначала, накинув рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и 1-й накид, находящиеся на крючке (рис. 7). Затем рабочую нитку протаскивают через петлю и 2-й накид, а затем снова протаскивают через 2 петли, оставшиеся на крючке.
Выполняя столбики с 3 накидами и более, делают необходимое число накидов, а все петли, находящиеся на крючке, провязывают постепенно по две вместе.
На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания.
Листик — образуется столбиками с 1, 2 и 3 накидами. Листик из столбиков с 1-м накидом выполняется так: провязывают 2 петли 1-го столбика, делают накид и провязывают 2 петли 2-го столбика на той же петле основания. Все петли на крючке провязывают сразу (незаконченные столбики с накидом).
Пышный столбик — из одной петли основания вытягивают 3 и более петель из рабочей нити, делая накид перед каждой петлей, а затем все петли и накиды провязывают сразу в один прием. Пышные столбики располагаются в шахматном порядке, поэтому между ними обязательна воздушная петля, и в следующем ряду пышные столбики вывязывают, вводя крючок под воздушную петлю предыдущего ряда.
Бугорок — вяжут из 5 столбиков с накидом на 1 петле основания. Связав пятый столбик, крючок вынимают из петли, вводят его в петлю первого столбика, поддевают только что снятую петлю и протаскивают ее сквозь петлю 1-го столбика.
Полуколечко — 2 воздушные петли между 2 столбиками без накида.
Колечко — 2—3 сомкнутые в кольцо воздушные петли между 2 столбиками без накида.
Упражнения из столбиков и воздушных петель. Овладев основными приемами вязания, можно поупражняться в вязании несложных узоров, состоящих из столбиков и воздушных петель.
Используя два, три и более приемов вязания в одном узоре, можно получить разнообразные мотивы (фигуры) в виде лапок, ракушек, листиков, зубцов и др. Узоры, состоящие из одного или нескольких рядов вязания, можно изобразить схемами. Условные обозначения столбиков и воздушных петель даны на рис. 8.
Для выполнения образцов необходимо связать цепочку из воздушных петель, которая будет служить основанием для выполнения узора.
Узор 1. Связав цепочку, выполняем столбик без накида на 6-й петле основания (цепочки), затем 2 воздушные петли и столбик без накида на 3-й петле основания, считая от 1-го столбика. Так вяжем до конца цепочки (рис. 9, а).
Узор 2. На 5-й петле основания делаем 2 столбика, 6-ю петлю пропускаем, а на 7-й снова вяжем 2 столбика, и так до конца цепочки (рис. 9, б).
Узор 3. Начинаем вязать на 5-й петле цепочки, на которой вывязываем 5 столбиков. Получается вроде бы ракушка. Между ракушками пропускаем 4 петли цепочки (рис. 9, в).
Узор 4. На 5-й петле цепочки выполняем 2 столбика с накидом, 2 воздушные петли и 2 столбика с накидом. Пропустив в основании 1 петлю, на 2-й вяжем столбик без накида. Снова пропускаем петлю в цепочке и вяжем 2 столбика, 2 воздушные петли и 2 столбика на петле основания (рис. 9, г).
Узор 5. На 1-й петле основания вяжем 3 столбика с накидом, а между столбиками — но воздушной петле. Между лапками воздушную петлю не провязываем, в основании пропускаем 3 петли цепочки (рис. 9, д).
Узор 6. 1-й столбик с накидом делаем на 5-й петле основания. Связав цепочку из 2 воздушных петель, выполняем 2-й столбик с накидом на той же петле основания. Пропускаем 2 петли, на 3-й вяжем 2 столбика и воздушные петли между ними, получаем «рогатку» (рис. 9, е).
Узор 7. На 3-й петле основания вяжем столбик без накида, на 4-й — полустолбик с накидом, на 5-й — столбик с накидом, на 6-й — столбик с 2 накидами. Далее столбики выполняем в обратном порядке (рис. 9, ж).
Узор 8. На 3-й петле основания делаем 1-й столбик без накида, на 4-й также столбик без накида, 3 воздушные петли и 2-й столбик. Пропустив петлю в основании, на 2-й вяжем снова столбик, а на 3-й петле — столбик без накида, цепочку из 3 воздушных петель и 2-й столбик без накида (полуколечко). И так до конца цепочки (рис. 9, з).
Узор 9. Выполнив 2 столбика без накида на 3-й и 4-й петлях основания, вяжем цепочку из 3 воздушных (рис. 9, и). Затем вводим крючок в петлю последнего столбика (сверху) и под нитку петли, идущей от цепочки (справа налево), и протаскиваем под ними рабочую нитку (рис. 9, к). 2 петли, находящиеся на крючке, провязываем. Далее делаем 3 столбика без накида на 3 петлях основания и колечко из 3 воздушных петель и т. д.
Рис. 9. Вязание упражнений (схемы и общий вид): а — и — упражнения; к — выполнение колечка
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz