Вязание и вышивка
Вязание. Вязание крючком и спицами. Вязаные модели: схемы, выкройки, описания.

Вышиваем гладью


Гладь широко распространена в народной вышивке. Гладьевыми стежками заполняют элементы узора по переведенному на ткань свободному контуру. Используют любую ткань с гладкой поверхностью — тонкую и плотную, хлопчатобумажную и шелковую, с любым переплетением нитей. Гладь делают разными способами и приемами, белыми и цветными нитками. И в том и другом случае преобладают «растительные» мотивы.

Владимирские швы. Представляют собой декоративную вышивку крупными стежками односторонней глади — верхошов. Выполняют ее толстыми цветными нитками (красными с небольшим добавлением синих, зеленых, желтых) — мулине (в 6— 10 ниток), ирисом или шерстью. Для работы подходят плотные ткани: полотно, бортовка, сукно.
Мотивы вышивают на лицевой стороне, а на изнанке образуются переходы — мелкие стежки в виде пунктира по контуру узора (рис. 1 а).
Стежки располагают по форме детали: в цветках — от края к центру, в листьях — с наклоном от края к середине. Таким образом вышивают не только крупные мотивы узора, но и стебли, веточки, усики (рис. 1 б). Стежки могут иметь разную длину (рис. 1 в). В этом случае контур становится зубчатым, а переход от узора к фону — мягче, спокойнее. Располагают стежки глади не очень близко друг к другу. Так, в верхней части лепестка расстояние между ними от 1,5 до 2 мм. Чтобы расположить стежки по кругу, следует некоторые из них делать короче. Например, первый стежок уложить от края лепестка до сердцевины цветка, второй — на 2 мм выше, третий — такой же, как первый и т. д. Тогда стежки в центре цветка не будут находить один на другой, а изнаночные получатся необходимой длины. Чтобы стежки верхошва были ровными и пушистыми, следите за рабочей нитью: она не должна перекручиваться.
Сердцевины крупных цветков и детали мотивов украшают накладными декоративными сетками или различными геометрическими фигурками — квадратиками, треугольничками, ромбами, ровными или зигзагообразными полосками. Их вышивают двусторонней гладью по счету нитей тканей и называют атласниками (рис. 2). Иногда мотивы счетной глади чередуются с полосками, сделанными швом «козлик».
Накладную сетку и прикрепки вышивают нитками одного цвета. Сетка получается так. В пределах контура протягивают длинные стежки. Причем, сначала это делают в одном направлении, например, в вертикальном (рис. 3), а затем — в горизонтальном, последовательно закрепляя (крестиками, стежками, лапками) каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рисунке видно, что первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей нитью выполнены прикрепки в виде крестиков. Верхние стежки прикрепок-крестиков должны лежать в одном направлении.
Середины крупных листьев и мелкие листочки вышивают швом «козлик» (рис. 4).
Узоры, выполненные владимирскими швами, по краю часто украшают цветной тесьмой, узкими полосками с орнаментом, вышитым «козликом», гладью, кисточками (рис. 5). Владимирской гладью украшают наволочки на диванные подушки, полотенца, панно.



Белая гладь. Ее отличает особая тонкость, выразительность узлов. Как правило, цветы и листья в них образуют гирлянды, венки, веточки, букеты. Белой гладью украшают блузки, воротнички, салфетки. Выполняют ее чаще всего белыми нитками мулине (в 1—2 сложения) тонкой иголкой с маленьким ушком на белой ткани (отсюда и название вышивки). Особенно красиво такая гладь смотрится на тонких тканях — батисте, маркизете, крепдешине, шелковом полотне. Контур переведенного на ткань узора предварительно прометывают частыми стежками швом вперед иголку.
У белой глади много разновидностей. Основной же прием этой вышивки — двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Чтобы гладь была выпуклой, предварительно делают настил из тех же ниток. Для этого стежки располагают в направлении, противоположном направлению стежков глади.
Узоры выполняют в виде различных ажурных сеток, используют стяги, дырочки, узелки, россыпи, подкладные швы (восьмерки), делают кружочки, усики и др.
Детали узора в форме кружочков — пышечки — вышивают гладью с настилом (рис. 1). В этой же технике вышивают цветы, листья, стебли. На рис. 2 показано, как делают цветки с настилом. Сначала цветок обшивают по контуру швом вперед иголку, а затем делают настил, располагая стежки по кругу и вдоль контура. После этого кладут сверху гладьевые стежки вдоль лепестков. Если цветок состоит из отдельных лепестков, то их вышивают последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперек лепестков.
При вышивании мелких листочков стежки кладут в прямом или косом направлении (рис. 3). Более крупные листочки вышивают гладью и россыпью или узелками.
Нередко листочек на две трети длины разделяют пополам («лист в раскол»). Сделав настил по его длине и два параллельных стежка посередине, выполняют (с верхней части листка) гладьевые стежки. Дойдя до места раскола, вышивают сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками и выводя на линии контура листка. Россыпь делают мелкими стежками швом за иголку (рис. 4). Стежки этого шва или узелки располагают параллельными, плотно прилегающими друг к другу рядами, заполняя всю половину листочка. Край такого листочка обшивают гладьевым валиком.
В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Маленькую дырочку обшивают по контуру швом вперед иголку и прокалывают ткань внутри контура деревянной, костяной или пластмассовой палочкой с заостренным концом. Затем плотно прилегающими друг к другу стежками обшивают край дырочки (рис. 5 а). Получается узкий гладьевый валик. Дырочки большего размера (рис. 5 б) обшивают после того, как ткань внутри контура будет разрезана острыми ножницами в двух направлениях: по вертикали и горизонтали (прорезная гладь). Этим же приемом выполняют и удлиненные листья (рис. 5 в).
Сердцевины цветков вышивают стягами. В основном их выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением нитей катушечными нитками № 70—80. Прозрачные узоры получаются от стягивания нитей ткани в различных направлениях: по горизонтали и вертикали или диагонали. На рис. 6 показано выполнение стяга движением иглы по диагонали.
Игла с рабочей нитью стягивает квадратик ткани, в котором 3 нити основы переплетаются с тремя нитями утка. Сделав первый стежок, отсчитывают 3 нити вправо от стежка, затем 3 нити вниз, т. е. находят второй квадратик ткани, и выводят иглу на лицевую сторону ниже квадратика. Нитку затягивают и выполняют новый стежок швом за иголку. Иглу вкалывают в предыдущий прокол, а выводят ниже третьего квадратика из трех нитей ткани. Полосы такого шва можно располагать в одном (рис. б а) и двух (рис. 6 6) направлениях. В местах пересечения линий шва получится крестик из двух лицевых стежков.
Прежде чем выполнять узор стягов на плотной ткани, часть нитей по утку и основе подрезают и выдергивают. Расчет выдернутых и оставленных в ткани нитей должен быть таким,чтобы получилась сетка из нитей. Выполняя узор по сетке, иглу с рабочей ниткой проводят в дырочки и стягивают нити сетки. Детали узора выполняют также подкладным швом (рис. 7). Стежки шва за иголку располагают поочередно то на одной, то на другой стороне по контуру рисунка. Переходы от стежка к стежку ложатся на изнанке ткани, переплетаясь в виде восьмерки. Элементы рисунка, выполненные подкладным швом на тонкой ткани, придают вышивке рельефность.
Края воротников, вырезов и рукавов на сорочке часто обшивают петельным швом в виде фестонов. Делают это так. Сначала по контуру узора прокладывают шов вперед иголку, делают небольшой настил, располагая стежки вдоль контура, и выполняют петельный шов (рис. 8). Лишнюю ткань обрезают острыми ножницами после того, как свою работу вы выстираете и выгладите.

Цветная (александровская) гладь. Этот вид глади выполняют без настила, она может быть односторонней и двусторонней. Используют нитки мулине разных цветов.



Гладью вышивают узоры с растительными мотивами: стилизованные веточки полевых цветов и ягоды малины, рябины, крыжовника и др. Условно, как правило, и цветовое решение таких узоров. Например, красные ягоды сочетаются с коричневыми листьями, синие цветы с золотисто-желтыми листьями. Иногда узор делают вообще в одном цвете, но форма растения всегда сохраняется.
Мотивы узора вышивают гладью, козликом, стебельчатым швом, узелками, петельками с прикрепками. Стежки глади располагают по форме узора, в лепестках цветка — от края к центру, в листьях — к середине, в направлении жилок (рис. 9 а). Чтобы в цветке все стежки были расположены к центру, надо менять их длину, чередуя один-два длинных и один короткий.
Крупные листья полностью не зашивают. Такую гладь называют краевой (рис. 9 б). Стежки делают разной длины, направляя их от края к середине. Среднюю жилку выполняют стебельчатым швом.
Мелкие листочки вышивают косой гладью или козликом, а ягоды — прямой гладью (рис. 10). Чтобы ягоды сохранили форму, их обшивают по контуру швом вперед иголку, а затем выполняют стежки двусторонней глади, закрывая стежки, проложенные по контуру.
Травку и веточки вышивают стебельчатым швом и петельками с прикрепками (рис. 11). При выполнении веточек следят, чтобы листочки-петельки располагались под углом к стеблю так, как идут жилки в листьях, концы каждой петельки должны сходиться в одной точке. Сердцевины небольших цветков вышивают узелками.
Иногда цветы и листья вышивают гладью с вливанием тонов: 2—3 тона одного цвета плавно переходят один в другой. Такую гладь выполняют начиная от края лепестка. Стежки разной длины располагают в направлении к центру цветка и вышивают 2/3 длины лепестка (рис. 12). Стежки другого тона частично закрывают выполненные ранее стежки.

Hosted by uCoz